Крысы не хотят причинять боль другим крысам

Большинство людей чувствуют себя плохо, причиняя боль другим. Это так называемое «отвращение к вреду» является ключом к нормальному нравственному развитию и уменьшается у насильственных асоциальных людей. К сожалению, мало что известно о том, что заставляет нас избегать вреда, и у нас нет эффективных фармакологических методов лечения насилия у психопатических преступников, характеризующихся отсутствием неприятия вреда. В новой статье, опубликованной в ведущем журнале Current Biology, команда нейробиологов Нидерландского института нейробиологии (NIN) показывает, что крысы мужского и женского пола проявляют отвращение к вреду. Это явление зависит от той же области мозга, которая связана с эмпатией у людей, что указывает на то, что неприятие вреда глубоко укоренилось в нашей биологии и прокладывает путь к будущей работе над тем, как повысить неприятие вреда при психических заболеваниях.

Конфета для меня, боль для тебя

Мы склонны полагать, что только люди имеют моральные чувства. Животные эгоистичны. В борьбе за жизнь они должны заботиться о себе и своих детях, а не о чужих. В этом исследовании исследователи выяснили, правда ли это. Ученые дали крысам выбор между двумя рычагами, на которые они могли нажать, чтобы получить конфеты (гранулы сахарозы). После того, как у крыс появилось предпочтение одному из двух рычагов, ученые переделали систему доставки так, чтобы нажатие на предпочтительный рычаг также доставляло неприятную электрическую стимуляцию на пол соседней крысы. Шокированный сосед отреагировал на это скрипом. Крысы перестали использовать свой любимый рычаг, как только получение конфеты означало причинить боль соседу. Это было верно, независимо от того, была ли соседка крысой, с которой они делили свою домашнюю клетку, или совершенно незнакомой.

Чтобы исследовать, есть ли сходство между неприятием вреда у крыс и людей, исследователи сделали еще один шаг вперед. Эксперименты на людях с функциональной магнитно-резонансной томографией показывают, что передняя поясная извилина, область между двумя полушариями мозга, загорается, когда люди сочувствуют боли другого человека. Исследователи недавно показали, что в той же области крысы содержатся нейроны эмоционального зеркала – нейроны, которые отображают засвидетельствованную боль другой крысы на собственные нейроны боли. В настоящем исследовании они снизили активность мозга в той же области у крысы, введя местный анестетик, и обнаружили, что крысы перестали избегать вреда для других крыс для конфет. Поразительно, что люди и крысы используют одну и ту же область мозга, чтобы предотвратить вред для других.

Являются ли крысы альтруистами?

Означает ли это, что крысы заботятся о благополучии других крыс? На этот вопрос сложно ответить. «Возможно, крыса перестает нажимать на вредный рычаг, потому что ей не нравится слышать, как скрипит другая крыса – так же, как мы не любим слышать плачущего ребенка в трансатлантическом полете. Возможно, они делают это, потому что им действительно жаль соседа». Мы не знаем, были ли у наших крыс эгоистичные или альтруистические мотивы. Но я бы сказал, что мы не всегда знаем мотивы добрых дел людей», – добавляет профессор Кристиан Кейзерс, руководитель группы в NIN. «Каким бы ни был мотив, мы разделяем механизм, который предотвращает антиобщественное поведение с крысами. Теперь мы можем использовать все мощные инструменты науки о мозге, чтобы исследовать, как повысить неприятие вреда у антисоциальных пациентов».