Текст: Алена Кочешкова, эксперт по декоративным крысам, владелец питомника "Украинский Дом Крысы"

В последнее время все больше людей перестают покупать крыс в зоомагазинах, предпочитая подождать, но приобрести крысенка у добросовестного заводчика, а в среде крысоводов покупка крыс в зоомагазине давно стала чем-то сродни акту милосердия. А сколько жалоб на магазинных крысят приходится выслушивать! Запуганные, изможденные, больные, худые, агрессивные… Попадались даже случаи откровенного живодерства – крысятам обрубали хвосты в надежде выдать за бесхвостую разновидность.  А регулярная до ужаса акция «Купи 15 крыс по цене одной»? Когда покупая 1,5-2-месячную кроху, через 2-3 недели получаешь кучу новорожденных крысят в лучшем случае или гибель самки и всего помета из-за слишком ранних родов в худшем.

Нет, я не спорю, бывают здоровые ласковые крысы зоомагазинного происхождения. Но на общем фоне их так удручающе мало…

Во многом вина лежит на самих зоомагазинах: плохое содержание, некачественное питание, бесконтрольное размножение – и вот они, плоды такого отношения к животным и собственным клиентам.

Некоторые магазины «хвастаются» тем, что размножением животных не занимаются и якобы закупают их у заводчиков. Но какой ответственный заводчик, вложивший в разведение животных время, силы, деньги, переживания «сдаст» их в зоомагазин, не имея никакой возможности отследить дальнейшую судьбу зверят? Разумеется, магазины закупают животных там, где их много, дешево и быстро «штампуют». Качество содержания и питания в таких местах оставляет желать лучшего, так же как и подход к разведению. Точнее, его просто нет.

Конечно же, так происходит не во всех магазинах, но достаточно тех, где грызунов, и в частности крыс, содержат не очень хорошо. Зачастую это связано с незнанием требований к их содержанию, с бытующими мифами и заблуждениями о крысах.

Обязанности зоомагазинов

Как и любой другой магазин, зоомагазин несет ответственность за продаваемый им товар. Покупатель, приобретая зверя, надеется, что он купит здоровое, активное животное, что у него не возникнет в скором времени проблем с незапланированным потомством, что здоровье купленного зверька не будет подорвано ранним отъемом от матери, плохим питанием, ранними или частыми родами, что животное не будет агрессивным. В самом деле, вряд ли кто-то мечтает приобрести тощего злобного инвалида, правда? Надеяться на покупку здорового животного людям дают право закон о защите животных:

Ст. 3, ч. 2. Лицо, содержащее животное, должно предоставить животному в соответствие с его видом и возрастом:
1) пищу и питьевую воду в необходимых количествах; 2) подходящий уход; 3) подходящий микроклимат и помещение или строение, которое удовлетворяет потребность в движении, характерную для вида животного; 4) прочее, необходимое для здоровья и благополучия животного.

Ст. 3.1, ч. 1. У лица, содержащего животное, должны быть необходимые знания об анатомии и физиологии животного, свойственных виду животного поведенческих привычках и требованиях по защите животных для обеспечения здоровья и благополучия животного.

Ст. 4, ч. 1. Непозволительный в отношении животного поступок – это убийство, травмирование животного или причинение ему боли, таких физических и душевных страданий, которых можно избежать: как, например, принуждение животного к превышающим его силы нагрузкам, организация боев животных, отвержение животного или оставление его в беспомощном состоянии, причиняющая страдания животному работа по разведению и прочие поступки с подобными последствиями, которые не обусловлены лечением животного, другими ветеринарными процедурами или ситуацией крайней необходимости…

(неофициальный перевод. в оригинале были выдержки из статей закона на укр.языке)

Персонал

Очень большое значение имеет уровень работающего в магазинах персонала. Их уровень знаний о тех животных, которыми они торгуют, их отношение к ним и к покупателям. Так приятно, когда продавец – вежливый, грамотный, искренне любит животных, разбирается в особенностях содержания того или иного вида, может правильно подобрать корм, клетку, средства по уходу, те или иные аксессуары. Умеет ухаживать (и делает это!) за содержащимися в магазине животными. В такой магазин хочется приходить еще и еще.

К сожалению, иногда наталкиваешься на совсем другое - безразличие, отсутствие элементарных знаний, а то и грубость…

Не называя имен, просто приведу несколько реальных диалогов с продавцами зоомагазинов:

Когда я продавщицу спросила, почему у них еда не стоит (не только у крыс), она ответила: "Я считаю, что их не надо много кормить, их толстыми никто не будет покупать".

В малюсенькой клетке сидело 5 крыс, пятая сидела в уголке и кормила маленьких крысят. Самцы и самки в одной клетке. Я подозвала продавца и принялась объяснять ему, что нельзя в таких условиях содержать животных. На что он похихикал и сказал, что им это полезно, потом покраснел и сказал, что они всё равно на корм отправят. Потом я невольно посмотрела на клетку с хомяками и там... лежал труп маленького хомячка. Я опять подозвала этого продавца и сказала: "А почему у вас мёртвый хомячок, и почёму он вообще мёртвый?". Так он опять похихикал и неудачно пошутил про то, что он отдыхает. Потом подул на него и констатировал: "Хм... И правда умер, плохо." Мы с подругой округлили глаза и повторили свой вопрос про то, почему он в таком состоянии. На что он нашел совершенно непонятное мне объяснение. Он сказал, что они в клетках два дня не убирались.

У меня мать вчера ходила в зоомагазин, прикупить сена для свинки, спросила у продавца - как отличить мальчика от девочки, продавец ее послала... Как так-то? Сами не умеют определять, что ли? А где вежливость элементарная? Я в шоке...

- Почему у вас девочка с мальчиком вместе сидят? Крысята ж будут!
- Не будут.
- Почему?! Что, кто-то из них стерилизован?
- Нет. Но они спокойные!..

И таких историй очень много. Некоторые диалоги даже невозможно привести из соображений цензуры. Конечно, в магазин с таким продавцом покупатель больше не пойдет, кому охота нарываться на грубость и смотреть на мучения животных.

Что же делать, как можно исправить ситуацию? С точки зрения многих любителей животных, идеальный зоомагазин тот, в котором животных на продажу вообще нет, зато есть огромный выбор кормов, клеток, террариумов, витаминов, лакомств, аксессуаров, игрушек и т.д.

Не всегда это возможно. Не везде есть питомники животных, особенно экзотических. Часто в зоомагазины приносят ненужных животных и просят взять на пристройство или просто подбрасывают под двери.

Как можно улучшить содержание грызунов, чтобы уменьшить количество страдающих животных и разочарованных покупателей?

Содержание

Основные встречаемые минусы в содержании крыс в зоомагазинах – большая скученность, очень маленькие клетки, отсутствие поилок и кормушек. Крысы – животные подвижные и энергичные, им требуется большая просторная клетка. Кстати, размещение крыс в просторных клетках с хорошим набором лестниц, гамачков и полочек может быть дополнительной рекламой и стимулом для покупки именно таких клеток.

Наличие кормушки требует принципов соблюдения элементарной гигиены. Поилка, желательно ниппельная, тоже необходима - вопреки мифам крысы воду пьют, и она им очень нужна.

Желателен также меловой или минеральный камень, но только не соленый.
Клетка не должна стоять на сквозняке или прямом солнечном свете. Стеклянный террариум лучше защищает от сквозняков и неадекватных покупателей, сующих пальцы между прутьями, но в нем хуже вентиляция и сложнее закрепить поилку.

Малышей нельзя отбирать от матери до 4 (а лучше 5) недель. До этого возраста они еще периодически сосут мать, получая иммунную защиту. При этом в 6 недель уже желательно рассадить их по полам, так как в 1,5-2 месяца крысы способны повязаться.

Кормление

Здесь тоже бытует очень много мифов.

Например, кормление одними сухими кормами (кроме профессиональных, специально сбалансированных) не является полноценным рационом, на таком корме крысы не очень хорошо растут, не получают всех необходимых веществ и витаминов, а значит становятся болезненными, со сниженным иммунитетом.

Существует другая крайность – кормление различными объедками со стола. Или не самыми подходящими продуктами типа колбасы или капусты в больших количествах. Или кормление чрезвычайно мизерными порциями.

Еще один распространенный миф – от мяса крысы становятся агрессивными. Агрессивна хронически голодная крыса, а сытой и ухоженной незачем кидаться.

Рацион взрослой здоровой крысы должен содержать 12-15% белка, 4-6% жира и 75-80% углеводов (включая овощи и фрукты). Для растущих, беременных и кормящих белковая составляющая увеличивается до 20-25%, жиры до 6-10%.

Разведение

Одно из самых больных мест – совместное содержание разнополых крыс.

Вопреки распространенному мнению, крысам вовсе не полезно рожать. Тем более так рано, как они начинают это делать в зоомагазинах. У крыс, как и у многих млекопитающих, половая зрелость наступает раньше общефизической. Рожающая 2-3-месячная самка сродни 14-летней девочке-роженице. Да, можно забеременеть и родить в 14 лет, но, думаю, все понимают, насколько это вредно и опасно.

Взрослым разнополым крысам постоянно жить вместе тоже весьма нежелательно. Только что родившая самка способна тут же снова забеременеть. Частые роды без малейших перерывов не только истощают организм самки, но и влияют на здоровье крысят, у них снижается иммунитет, они рождаются более мелкими и болезненными. 

Второй очень негативный момент – частый инбридинг. Мало кто в зоомагазинах следит за тем, чтобы не вязались постоянно родственники, чтобы не вязались отец с дочерью или родные брат с сестрой. Опять-таки, о вреде частого инбридинга и вырождении в связи с этим много говорить не приходится, это и так известно.

Вряд ли перед зоомагазинами стоит цель продавать болезненных, а стало быть – некачественных животных. Продажа самки, оказавшейся беременной, продажа больного животного и вовсе являются нарушением прав покупателя. Пока что от лавины жалоб зоомагазины спасает отсутствие у покупателей знаний своих прав. Но надолго ли? И не лучше ли обезопасить себя от подобных жалоб, не поленившись рассадить животных вовремя и создав им приемлемые условия содержания?

Что еще хотелось бы упомянуть. Необходимость регулярных ветеринарных осмотров очевидна, но не все их проводят. К сожалению, и специалистов, хорошо разбирающихся в заболеваниях грызунов, пока что у нас мало.

Было бы весьма полезным выдавать вместе с проданным зверьком маленькую брошюрку с рекомендациями по содержанию и питанию. Это повысило бы уважение к зоомагазину, как к ответственному и грамотному продавцу (текст для подобных брошюр может предоставить всем желающим сообщество любителей декоративных крыс).


Опубликовано в журнале "VetZooProfy", № 6(32) за 2008 год. В статью внесены изменения относительно законодательства. Выдержки из закона о защите животных соответствуют  новой (с 01.01.2011) редакции.